Типы кузовов автомобилей: классификация и особенности

Автомобильные дизайнеры и инженеры в определенной степени сами способствовали тому, что водители путают различные виды кузовов. Все знают, что такое седан, хэтчбек или универсал, но мало кто безошибочно определит родстер, фастбэк или хардтоп. Кроме того, автомобили меняются: современные модели выглядят иначе, чем несколько лет назад. В этой статье рассмотрим основные типы кузовов автомобилей и их классификацию.


Основные виды кузовов

Автомобильные кузова можно классифицировать по разным параметрам, но наиболее распространённый — это разделение по количеству визуальных отделов (объемов).

Трёхобъемные кузова

Этот тип кузова характеризуется чётко разделёнными на три отсека частями: двигатель, салон и багажник. Попасть в каждый из них можно только снаружи. К трёхобъемным кузовам относятся:

  • Седан — наиболее популярный вариант автомобиля с двумя-четырьмя дверями, двумя или тремя рядами сидений и закрытым багажником, который не соединён с салоном. Современные модели могут иметь доступ к багажному отсеку через откидывающуюся спинку заднего ряда.
  • Купе — компактный автомобиль, чаще всего спортивного типа, с двумя дверями и одним-двумя рядами кресел. В маркетинговых целях термин “купе” иногда применяют для обозначения машин с динамичным дизайном. Если крыша плавно спускается к багажнику, такой кузов называют фастбэк.
  • Кабриолет — модель с открытой крышей, которая может быть мягкой или жёсткой. В зависимости от конструкции кабриолеты делятся на:
    • Фаэтон — автомобиль с мягким верхом, четырьмя дверями и удлинённой колесной базой. Предназначен для загородных поездок в тёплое время года.
    • Родстер — спортивное двухместное авто без второго ряда сидений. В классическом варианте оснащалось лишь лёгким ветровым стеклом и тентом. Иногда встречаются родстеры в дизайне тарга — с защитной дугой и съёмной панелью крыши.
    • Ландо — модель с откидной крышей над задним рядом сидений. Этот вариант встречается среди лимузинов, внедорожников и кроссоверов.
    • Брогам — автомобиль представительского класса с частично съёмной крышей над передним рядом кресел.
    • Хардтоп — закрытый кабриолет с жёсткой несъёмной крышей. Такой дизайн улучшает обзор и делает силуэт автомобиля более элегантным. Производство хардтопов сейчас ограничено из-за требований безопасности.
  • Пикап — гибрид легкового и грузового автомобиля с закрытой кабиной и открытой грузовой платформой. Может иметь один или два ряда сидений. Выпускается как в лёгковом, так и во внедорожном вариантах.
  • Лимузин — автомобиль премиум-класса с удлинённой базой и несколькими рядами мягких кресел. Между водителем и пассажирами часто устанавливается перегородка. Заводские модели изначально проектируются длинными, но распространены и версии “стретч” — удлинённые в мастерских специальные модификации.

Двухобъемные кузова

В таких автомобилях салон соединён с багажным отделением, но отсек двигателя остаётся отдельным. Взять авто на прокат Киев. Доступ к багажнику возможен прямо из салона. К этой категории относятся:

  • Универсал — сочетает удобство легкового авто с практичностью фургона. Отличается удлинённой задней частью, пятой дверью (которая поднимается вместе со стеклом) и просторным багажным отсеком. Первые универсалы создавались вручную для состоятельных охотников, использовавших их для перевозки снаряжения.
  • Хэтчбек — компактная модель с укороченным задним свесом, удобная для городских условий. Может быть трёхдверной или пятидверной. Занимает промежуточное положение между седаном и универсалом.
  • Лифтбэк — внешне напоминает седан, но крышка багажника поднимается вместе с задним стеклом. В зависимости от дизайна лифтбэк может выглядеть как двух- или трёхобъемный автомобиль.
  • Внедорожник (SUV) — машина с увеличенным клиренсом, большими колёсами и полным приводом. Бывает трёх- и пятидверным. Для поездок по сложной местности можно воспользоваться прокатным внедорожником, подобрав оптимальный вариант.
  • Кроссовер (CUV) — сочетает черты внедорожника и легкового авто. Он имеет высокую посадку и большие колёса, но уступает настоящим внедорожникам в проходимости. Оснащён менее мощными двигателями и лучше подходит для городских условий.
  • Фургон — коммерческий автомобиль с грузовым отсеком, который может быть объединён с кабиной или отделён перегородкой. Задняя дверь фургона чаще всего распашная. Может быть создан на базе пикапа, универсала или небольшого грузовика.

Однообъемные кузова

В таких моделях салон, багажник и двигательное отделение соединены в единое пространство. В эту группу входят:

  • Минивэн — просторный автомобиль с высокой крышей, рассчитанный на 5-7 пассажиров. Может быть полукапотным (с вынесенным вперед мотором) или полностью однообъемным. Если планируется поездка большой компанией, можно воспользоваться прокатным минивэном.
  • Компактвэн — уменьшенная версия минивэна, построенная на базе легкового автомобиля B или C-класса. Отличается высоким потолком и вместительным салоном.
  • Микровэн — компактный пятидверный автомобиль с двумя боковыми и одной задней дверью. Вместимость варьируется от 2 до 9 пассажиров. Категория имеет ограничения по длине, ширине и высоте.

Дополнительная классификация кузовов

По назначению автомобили делятся на:

  • Пассажирские
  • Грузовые
  • Грузопассажирские
  • Специальные (например, скорые, пожарные, полицейские)

По типу конструкции кузова различают:

  • Несущие — основной вариант для легковых машин и кроссоверов, воспринимающий всю нагрузку и устойчивый к коррозии.
  • Рамные (полунесущие) — используют усиленный каркас для распределения нагрузки (внедорожники, грузовики).
  • Разгруженные — кузов несёт только пассажиров и багаж, а шасси принимает основную нагрузку.

Разделение по жёсткости:

  • Каркасные — имеют жёсткий каркас и облицовку.
  • Полукаркасные — частично усилены элементами каркаса.
  • Бескаркасные — используют жёсткость форм и профиля для прочности.

Современные автомобили разрабатываются с учётом множества факторов: безопасности, удобства, аэродинамики и эстетики. Каждый тип кузова имеет свои преимущества и выбирается в зависимости от потребностей водителя.

5/5 - (5 голосов)